Важнейшая роль для ребенка
08.06.2015Хотя я полностью разделяю точку зрения Эриксона, на мой взгляд, далее он не уделял достаточного внимания проявлениям активности на первой стадии развития, когда доверие играет для ребенка важнейшую роль. К тому же он не нашел нужным подробно остановиться на том, как автономия сказывается на способности прогнозировать и действовать на основании своих прогнозов. Рассматривая связанные с этим вопросы, он, как мне кажется, в той же степени, что и Шпиц и другие исследователи, переоценивал пассивную зависимость младенца и характеризовал его лишь как субъекта оральных ощущений. Истоки этого заблуждения, по-види- мому, коренятся в психоаналитических воззрениях по поводу различных патологий. Нужно сказать, что младенец оказывается лишен возможности утверждать свою развивающуюся личность посредством независимых реакций на родительскую заботу — во всяком случае, насколько это позволяет имеющийся у него арсенал психических и соматических средств. В этом случае и зависимость, и разрешение проблем, связанных с оральным опытом, становятся для него единственным возможным выходом и поэтому приобретают поистине первостепенную важность. Однако на самом же деле оральность и зависимость — это всего лишь первичные внутренние отражения переживаний младенца. Двигаясь от раннего младенчества к возрасту овладения навыками пользования туалетом, психоаналитики особенно подчеркивают исключительность значения этого этапа для дальнейшей социализации ребенка. Но, вероятно, говоря о формировании социального индивида, мы нередко делаем ошибочный акцент, в то время как несравнимо большее психологическое значение — и тут я полностью согласен с Эриксоном — имеет становление социального индивида.