О "ПОЛИТЕАТРЕ"
в Большой аудитории Лектория Политехнического музея 16 марта 2012.
"Политеатр" – это драматические и поэтические спектакли, концерты современной и академической музыки. Команда "Политеатра" – актеры, режиссеры, художники, музыканты и поэты: Владимир Агеев, Павел Артемьев, Алиса Гребенщикова, Ингеборга Дапкунайте, Гермес Зайготт, Олег Груз, Михаил Козырев, Владимир Мартынов, Вера Полозкова, Вениамин Смехов, Андрей Смоляков, Галя Солодовникова, Артем Ткаченко, Александр Филиппенко, Алиса Хазанова.
"Политеатр" – это сегодняшняя попытка соответствовать не столько стилю и языку прошлого, сколько гению места.
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ. НОВЫЙ ВЕК
История Большой аудитории.
1912 – 1962 – 2012
Большая аудитория. Начало
В 1872 году все пространство вокруг Кремля заняла грандиозная Политехническая выставка. Ее посмотрели 750 тысяч человек. Власти Москвы принимают решение закрепить успех созданием соответствующего Музея. Он строится по-российски долго, в несколько этапов. Наконец к 1907 году возводится последний, Северный корпус Политехнического музея – с Большой аудиторией, предназначенной для публичных лекций.
Скамьи аудитории, уходящие амфитеатром вверх, сделаны из березы. На сцене, за трибуной лектора, инсталлирована стеклянная камера с вытяжкой для химических опытов, которые производятся прямо тут, на глазах у публики. Над шкафом висит огромная таблица – Периодическая система элементов Менделеева. В потолке зала сконструирован "выход в небо" – застекленный четырехугольник размером 8 на 4 метра и стеклянный же купол над ним. Аудиторию не сразу электрифицировали, и естественное освещение было нелишним.
Тема одной из первых лекций, звучащих здесь, – "Принципы электронной системы воспроизведения изображения с помощью электронно-лучевой трубки". По сути – рассказ о телевидении, хотя самого такого понятия не будет еще лет двадцать. Тема для другой лекции: "Семейный вопрос в свете научного социализма". Выступает Александра Коллонтай, будущий ленинский нарком. Политех сразу обозначает свою роль магической линзы, сквозь которую можно в деталях созерцать манящее Будущее.
Большая аудитория становится полифонической площадкой, готовой к любым внятным высказываниям. Ее миссия – артикулировать новые смыслы, далеко не тольконаучные. Иного было бы странно ожидать в период между двумя русскими революциями, накануне Первой мировой войны, в период глубоких социальных тектонических сдвигов. Вслед за учеными на сцену аудитории ступают герои художественного авангарда – поэты, художники, музыканты.
1912
Этот год становится экстремумом, точкой максимума в исторической функции Политеха и Большой аудитории.
В феврале "Бубновый валет", группа художников-авангардистов, устраивает диспуты о кубизме и новых направлениях живописи. На втором диспуте один из докладчиков, мэтр Максимилиан Волошин, выводит на сцену 19-летнего поэта и художника, никогда не выступавшего ранее в Москве Владимира Маяковского, которому отныне предстоит много лет "взрывать" этот зал своими стихами. Вторым дебютантом того же вечера становится поэт Алексей Крученых. В том же году оба оказываются главными героями скандального манифеста футуристов "Пощечина общественному вкусу".
Диспуты становятся любимым жанром аудитории. Любая лекция, любое чтение стихов влечет за собой стихийную реакцию зала, нередко доходящую до скандала. Происходит полная социальная и профессиональная диффузия. На лекции биолога и нобелевского лауреата Ильи Мечникова сидят студенты-гуманитарии, на поэтическом диспуте громче всех шумят молодые физики.
Молодой поэт из Калуги Александр Чижевский, будущий всемирно известный ученый-биофизик, побывав на вечерах в Политехе, предлагает создать в Москве Академию поэзии – "центр поэтической, художественной и культурной жизни России".
Поэт Маяковский и композитор Рахманинов буквально помешаны на технике и научных инновациях.
Научные открытия влекут художников так же, как ученых – новое искусство. Взаимное притяжение на площадке Политеха вызывает мощную "экзотермическую" реакцию, за которой наблюдают тысячи зрителей.
Сюда вторгаются даже личные коллизии: экзальтированная студентка пытается стрелять в своего бывшего возлюбленного Валерия Брюсова. К счастью, револьвер дает осечку.
После того, как в 1913 году безумец порезал картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван", в аудитории немедленно созывается диспут о современной живописи. В первом ряду, кроме самого Репина, можно увидеть художников Петра Кончаловского, Илью Машкова, Роберта Фалька, и по соседству поэтов– Давида Бурлюка, Алексея Крученых, и, конечно, Владимира Маяковского.
В 1915 году после смерти композитора Александра Скрябина концерт его памяти в аудитории дает Сергей Рахманинов.
После революции поэты уже воспринимают аудиторию как сугубо свой клуб. В 1918 году именно тут в результате скандальных, но честных выборов титула "короля поэтов" удостаивается Игорь Северянин, обогнав на несколько голосов того же Маяковского.
Здесь устраивают "Суд над имажинистами", на который Сергей Есенин с соратниками отвечают "Судом имажинистов над литературой". Публику на улице приходится сдерживать с помощью конной милиции. Когда на одном из выступлений зрители освистывают Есенина, тот мгновенно реагирует: вкладывает два пальца в рот и отвечает убийственным свистом.
Здесь на Всероссийском электротехническом съезде демонстрирует свой новый музыкальный инструмент виолончелист и физик Лев Термен; здесь на одном из вечеров знакомятся Ильф и Петров; здесь свой фельетон "Похождения Чичикова" читает Михаил Булгаков; здесь устраивают "Суд над театральным сезоном" Немирович-Данченко и Мейерхольд.
К концу 20-х активность Политехнического угасает. Сталинская эстетика отрицает любой авангард. Грядут совсем иные суды, и многие из героев Большой аудитории станут их жертвами.
1962
Этот беспокойный год – следующая реперная точка на исторической шкале Политеха.
Снова время исторического излома: хрущевская оттепель и Карибский кризис, полет Гагарина и вынос тела Сталина из Мавзолея.
Наука переживает бум ядерной физики, свидетельство чему – вышедший в 1962 фильм «Девять дней одного года». А за два года до этого в Политехническом музее выступает с лекцией Норберт Винер, отец новой науки – кибернетики.
В середине 1962 года молодой режиссер Марлен Хуциев снимает фильм "Застава Ильича", который много позже назовут манифестом поколения шестидесятников. Режиссер хочет включить в свой фильм большой эпизод, эффектный документ эпохи, – поэтический вечер в Политехническом. Съемки идут на протяжении пяти дней, публика в зале – не актеры, а самая настоящая, с улицы. На сцене поэты – Андрей Вознесенский, Борис Слуцкий, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко. Булат Окуджава поет "Сентиментальный марш". Возбужденные зрители пытаются отогнать подальше киношников с их досадной аппаратурой: мешают слушать стихи.
По следам тех дней Андрей Вознесенский пишет знаменитое стихотворение "Прощание с Политехническим":
Ура, галёрка! Как шашлыки,
Дымятся джемперы, пиджаки.
Тысячерукий, как бог языческий,
Твое Величество – Политехнический!
После фильма поэтические вечера возвращаются в Большую аудиторию, она снова становится культурным эпицентром, площадкой актуальных высказываний.
Сюда устремляются барды – как окрестили новую генерацию поэтов с гитарами. На улице, как и за полвека до этого, милиция сдерживает натиск молодежи, которая готова любыми силами прорваться в Аудиторию.
Несколько раз здесь выступает Владимир Высоцкий. В один из вечеров вместе с Вениамином Смеховым они показывают отрывок из спектакля только открывшегося Театра на Таганке "Антимиры" – по стихам Андрея Вознесенского.
Интенсивные колебания Политеха 60-х затухают с утверждением брежневского режима "стабильности".
2012
Мы надеемся, рождение "Политеатра" стало удачной рифмой к событиям 1912 и 1962 годов.
Расшифровка генома, нанотехнологии и окончательное становление мировой компьютерной империи стремительно меняют реальность Третьего тысячелетия, и даже самый отчаянный футуролог не способен предсказать развитие цивилизации на смехотворный срок лет в двадцать.
В России десятилетие неумеренного потребления сменяется новой социальной фазой. Наступает пора постгламурного похмелья, время поиска новых смыслов, интеллектуальных и духовных лидеров. Градус политических дискуссий в Рунете достигает точки социального кипения.
И научные, и социальные дискуссии возвращаются на сцену Большой аудитории – ключевой площадки созданного в Политехническом музее Лектория. Здесь выступают лауреаты Нобелевской премии в области физики Жорес Алферов и Дэвид Гросс. Публичные лекции организует Российская экономическая школа, а сам музей дает старт международному Фестивалю актуального научного кино.
2012 – это год 140-летнего юбилея Политеха. Это год, когда стартует проект реконструкции исторического здания в рамках масштабной модернизации музея и его преобразования в Центр науки и техники, который откроется к 2018 году. И это год открытия "Политеатра".
В качестве арт-директора "Политеатра" выступил , худрук .
Юлия Шахновская, генеральный директор Фонда развития Политехнического музея: "Театр "Практика" можно отнести к тем самостоятельным интеллектуально-творческим центрам последнего времени, где происходит синтез науки, музыки, драмы и медиа-искусства. Другое важное для нас отличие "Практики" – ее злободневность и способность отражать современные проблемы. Эту особенность мы хотели бы привнести и в будущий "Политеатр".
Действительно, на сцене "Практики" за шесть лет существования, помимо современной драмы, можно было увидеть самых актуальных поэтов (Дмитрий Пригов, Лев Рубиштейн, Сергей Гандлевский, Дмитрий Быков, Илья Кормильцев, Елена Фанайлова, Мария Степанова, Вера Полозкова, Андрей Родионов и др), композиторов и музыкантов (Владимир Мартынов, Алексей Гариболь, Ираида Юсуфова) и совершенно новых героев, которые олицетворяют нынешнюю контркультуру, таких как рэппер Смоки Мо, Le Truck (Децл).
Эдуард Бояков, художественный руководитель : "О театре в этой аудитории мечтали еще Маяковский и Мейерхольд, но не могли осуществить из-за технической неподготовленности сцены. Теперь, когда наука и искусство вступили в алхимическую связь, невозможное становится возможным. Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом, и в социальном, и в творческом смыслах. Для меня огромная честь и творческий вызов оказаться в этой аудитории, в этих стенах. Я верю в нашу команду, в людей, вместе с которыми мы строим театр: это художники Галина Солодовникова, Алиса Меликова, Маргарита Аблаева, Филипп Григорьян, Федор Аптекарев, музыканты Гермес Зайготт, Владимир Мартынов, ди-джей Taras 3000, и, конечно, потрясающая команда режиссёров, актеров и драматургов".
Открытие "Политеатра" состоялось 16-го марта 2012 года.
Первыми спектаклями "Политеатра" стали "Волны" и "Выбор героя".
Спектакль "Волны" по двум рассказам Владимира Сорокина: "Волны" и "Черная лошадь с белым глазом". Постановка Эдуарда Боякова. Художник – Галя Солодовникова. Актеры – Вениамин Смехов и Алиса Хазанова.
Первый рассказ "Черная лошадь с белым глазом". Сталинская Россия. Большая семья колхозников отдыхает во время покоса. Каждая деталь, как написали бы советские литературоведы, «дышит покоем» – и лежащие рядом натруженные косы, и ломти ржаного хлеба, и махотка с молоком. Счастливый ритм на солнечном лугу сбивается лишь видением десятилетней девочки, убежавшей в лес и встретившей там странную Черную лошадь с белым глазом. Девочка в испуге бежит обратно, но на лугу все по-прежнему размеренно и мирно. А вечером дома она оторвет лист календаря и прочитает вслух завтрашнюю дату …
Второй рассказ "Волны". Начало 60-х… Он – гениальный советский физик-ядерщик, она – его преданная жена. Место действия - дачный коттедж ученого на Рублевке, с охраной и колючей проволокой. У них все хорошо, спокойно, стабильно. Полный штиль, Большой стиль. Но у него и у нее есть свои тайные волны. Для физика волна – эффективная разрушительная сила, которой можно уничтожить Америку. Для нее – кошмар из повторяющегося детского сна.
Еще один спектакль с участием Вениамина Смехова – "Память места". В Большой аудитории Политеха короновали поэтов. В 1918 году Игорь Северянин "обошел" В. Маяковского. В эти двери ломилось горячее студенчество 60-х. Фильм Марлена Хуциева "Мне 20 лет" запечатлел обожаемых молодежью Булата, Беллу, Андрея, Женю, Роберта – и был запрещен властями. Сюда прорывались на дискуссию о "Таганке", где Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов вызывали хохот, гражданские чувства и овации, исполняя фрагменты из поэмы "Оза" Андрея Вознесенского. В этой цепи – вечера авторской песни Юрия Визбора, Юлия Кима, Сергея Никитина.
Жизнь Вениамина Смехова много раз соприкасалась с этой сценой. На вечере «Память места» он совершает сентиментальное путешествие в прошлое. Стихи и проза, лирика и юмор, которые резонируют с легендарной площадкой.
Актер Александр Филиппенко представил в "Политеатре" поэтический спектакль "Демарш энтузиастов": стихи и проза В.Аксенова, И.Бродского, Ю.Левитанского, В. Высоцкого, С.Довлатова.
Режиссер Владимир Агеев поставил в "Политеатре" спектакль "Выбор героя". Пьеса, написанная по мотивам романа "Источник" американской писательницы Айн Рэнд. В спектакле играют Алиса Гребенщикова, Артем Ткаченко, Владимир Мишуков, Борис Каморзин, Антон Кукушкин и Алла Казакова и др.
В "Политеатре" будет продолжен действующими лицами которого станут лидеры интернет-индустрии (Артемий Лебедев, Борис Бобровиков).
И здесь, конечно, будут выступать поэты. Олег Груз, человек, лучше всего выражающий кредо нового места: время – не физическое измерение, а герой. Вера Полозкова, поэт нового поколения; ей в одинаковой степени комфортно в богемных подвалах и на страницах глянцевых журналов.