Ориентация во времени и пространстве хронологически предшествует появлению ощущения причинности

25.06.2015
Разумеется, для младенца в роли метронома времени выступает режим кормления, вносящий в его жизнь на ее первых этапах некоторую упорядоченность. Я не знаю, является ли временное структурирование мира (в соответствии с расписанием кормлений, режимом сна и бодрствования, ритмом дня и ночи) предпосылкой для становления ориентации в пространстве на основании зрительных, слуховых и кинестетических переживаний (понимание младенцем событий, происходящих внутри его тела или во внешнем мире, как реакция на движущиеся объекты). Согласно «Книге бытия», упорядочение пространства (возникновение неба и земли из хаоса) предшествовало упорядочению времени (разделение дня и ночи). Я не готов сейчас отстаивать ни одну из точек зрения и определенно утверждать, какой из элементов человеческого опыта — ориентация во времени или пространстве — первичен, и можно ли здесь вообще говорить о какой-либо последовательности. Но я знаю, что наши аутичные дети чувствовали себя настолько отчужденными от переживаний времени, что им оставалось только пространство. И они пытались овладеть им, демонстрируя поведение, связанное с ограничением участков пространства или единообразием. На самом деле, эти компоненты настолько тесно связаны друг с другом, что в процессе естественного познания мира разделять их не так уж и важно. Одна из первостепенных задач, требующих решения в ходе работы с аутичными детьми, состоит в том, чтобы помочь им восстановить это единство. Не знаю, какое значение имеет это разделение в естественном ходе событий. Не обрати на это внимание задолго до нас Минковский и Эйнштейн — и наши дети, страдающие шизофренией, подсказали бы нам, что время и пространство образуют союз, предшествующий самостоятельному пониманию каждой из этих категорий; равно как и осознание этого единства служит предпосылкой для понимания причинности. Все без исключения аутичные дети и дети, страдающие тяжелыми формами шизофрении, приходят к отчетливому пониманию пространственно-временного союза задолго до того, как научаются оперировать каждой из категорий; для того, чтобы они осознали суть причинных взаимосвязей, должно пройти еще очень много времени.
Наверх