Детские заблуждения

17.07.2015
Вернемся к Наде и ее сомнениям. Учитель-диагност понимает, о чем сейчас думает девочка, которая еще не умеет развернуто сформулировать свои недоумения. Как можно действовать с такой «хитрой» меркой? Как производить отмеривание, если мерка не укладывается целиком в клеточки, на которые разлинована доска и тетрадь? Чтобы устранить Надины сомнения, на ее вопрос надо ответить не словами, а действиями. Поэтому в следующей сценке учитель просит Митю и Толю, все еще стоящих у доски, найти с помощью непривычной мерки точку Начала на данной числовой прямой. Мальчики откладывают мерку, класс знаками одобряет их работу. Учитель, без слов убедившись, что исходные трудности этих двух мальчиков полностью преодолены, благодарит их и просит вернуться на места. Теперь, когда действие с новой, трудной меркой было продемонстрировано, пора вернуться к трудностям Нади и лично ей устроить праздник самопреодоления. Заметьте, что и на этот раз учитель эмоционально окрашивает момент интеллектуального преодоления: называет задание пугающим, взывает к отваге.
На первый взгляд в задаче, которую учитель сейчас поставит пред классом, почти ничего не изменилось. Только что дети успешно решили две задачи: найти Начало, направление и мерку, ориентируясь на цифры, нанесенные на числовую прямую. Сейчас им предлагается почти то же самое.
Внешне задачи №1-2 и №3 кажутся сходными. Но между ними лежит пропасть, разделяющая возможность и невозможность действовать точно, однозначно и доказательно, действовать по законам построения числовой прямой, а не потому, что «я так хочу». Если ребенок может отличать решаемые и нерешаемые задачи, это значит, что у него складываются начала учебного действия оценки как умения отделять известное от неизвестного, знать о своем незнании. Ставя новую задачу, учитель впервые за весь урок обращается не к предметному действию с числовой прямой, а к учебному действию оценки собственного предметного действия.
Даня демонстрирует ясное знание о своем незнании. Учитель-диагност вновь обнаруживает мудрость и такт. Он НЕ настаивает на точности и развернутости формулировок (Данино детское «мы не знаем, в какую сторону» не исправляется на терминологически более правильное «мы не знаем направления этой числовой прямой»). Кроме того, Данино «мы не знаем» никак не оценивается.
Ребенку позволено не знать. Но, может быть, кто-то знает? Учитель жестом просит Даню и Таню вернуться на место и вновь обращается к классу.
Иные детские «заблуждения» так забавны, что даже жалко их преодолевать. Но чего не сделаешь ради чистоты математических понятий!..
Для быстрого набора массы тела необходимы различные препараты. Как найти качественные стероиды советуем cмотреть здесь.
Наверх