Состояния организма

10.12.2016

От трактовки «речевых мелодий» как моментальных снимков душевных состояний Яначек пришел к углубленному пониманию их природы. По его словам, «мелодии речи являются выражением общего состояния организма и всех фаз его душевной деятельности. С их помощью мы узнаем человека тупого и умного, усталого и бодрого, младенца и старика; утро и вечер, свет и тьму, жару и холод, одиночество и толпу. Искусство драматической композиции заключается в том, чтобы сочинять мелодии, из которых словно волшебством возникает человеческое существо в определенной жизненной фазе». В оригинале: «slozit napevek», что означает и сочинять, и составлять. При желании (вернее, при наличии злой воли) можно истолковать мысль Яначека таким образом, что искусство драматической композиции (сочинение оперы) заключается в том, чтобы скомбинировать (составить) музыку из услышанных в жизни «речевых мелодий». Противники (а их было немало) действительно обвиняли композитора, что он не только провозглашал в теории, но и на практике пытался подменить творчество комбинацией подслушанных на улице реальных «речевых мелодий». Яначек болезненно воспринимал эти упреки и не раз печатно доказывал ложность подобных обвинений. Интересуют электромонтажные услуги? Профессиональные специалисты компании Origins окажут полный комплекс услуг.

Когда в 1916 году «Ее падчерица» была поставлена в Пражском национальном театре, Яначек опубликовал статью, в которой рассказал о том, как собирал «мелодии речи» и какую роль они сыграли в его творческой деятельности, а заодно опроверг и домыслы недругов. Он писал: «В ту пору, когда сочинялась «Ее падчерица», я впивался в мелодию слов незаметно вслушивался в речь прохожих, следил глазами за каждым движением, стремясь понять обстановку, в которой шел разговор, время, свет, темноту, холод и жару. Я ощущал отблеск их в йотированной мелодии. Сколько вариаций заключалось в слове!

Наверх