Ми Фу

22.04.2017

Поскольку из числа высокообразованных людей выходило все большее число живописцев и основная часть критиков тоже была из этой среды, то наметилась тенденция, схожая с западной традицией, придавать большее значение природному, или врожденному, таланту, чем упорной работе и обученное. Конечно же, они смотрели свысока на художников-ремесленников. К примеру, Го Жосюй, в своем трактате «Шесть способов живописи», говорит, что если человек будет достаточно упорно учиться, он сможет освоить пять из них, но шестому, «живости», научить невозможно. Это дар, наиболее ценный в живописи, с которым рождаются, его нельзя «сделать». «Живость» требует «духа» художника, а этим обладают только талантливые люди. Су Дунпо и Ми Фу сходятся в своих высказываниях, говоря, что хороший живописец-ремесленник может передать внешнее подобие того, что он изображает, но для передачи «духа» этого требуется утонченность души.

Конечно, нельзя полностью отрицать верность этого утверждения. Великий вклад в живопись, сделанный учеными мужами, не вызывает сомнений. Но разве работы таких «живописцев-ремесленников», как У Даоцзы, Ли Тан и Лю Суннянь, лишены «живости»? Пренебрежение к тренингу, отрицание необходимости тщательного изучения предмета картины, слепая вера во врожденный талант - все это не более чем необоснованные суждения. Кроме того, на каком основании один вид живописи считают обладающим, а другой - не обладающим «живостью»? Не являются ли такого рода истолкования результатом предвзятости или предрассудков? Собираетесь на отдых в Турцию? Выбирайте eftalia marine resort.

Это высокомерие со стороны представителей «живописи ученых», которые даже не интересовались прекрасной традицией живописцев-ремесленников и не считали необходимым изучать материал для своих работ на месте, внесло вклад в тот недостаток признания и уважения со стороны общества в целом, который испытывали на себе живописцы-ремесленники. В результате, к великому сожалению, «живопись ученых» и «живопись ремесленников» (или живописцев из парода) пошли разными путями.

Не стоит забывать, что огромные достижения в живописи времен правления династий Тан и Сун, стали возможны во многом благодаря заслуженному вниманию, которое уделялось искусству ремесленников, вышедших из народа, многие из которых на основе своих достижений избирались членами Императорской Академии живописи. Только тогда, когда живописцы из числа ученых мужей скромно учились у лучших мастеров из художников-ремесленников, обе стороны были в выигрыше и уровень произведений становился выше.

Наверх