На стройке мирового гиганта
22.05.2017И создал фильм, целью, правдой, искусством которого был образ летящего времени, образ бегущих дней жизни. Достойной жизни, возможной и счастливой в рабочем единении, в бескорыстном труде, в гордой самоотдаче.
Фильм начинался кинодокументами: на экране обычного формата сменяли друг друга лаконичные сюжеты «Совкино-журнала». Мы вроде бы сидели в зрительном зале в 1930-м году и видели то кадры первомайского парада с титрами перебивками «Даешь танк!», «Даешь самолет!», то лекцию в клубе - после надписи «Культуру в массы!», то иностранную хронику - разгон демонстрации полицейскими, «верными лакеями капитала», и еще - экспедицию на ледоколе «Седов», и только что уложенное железнодорожное полотно Турксиба, мчащийся паровоз, а рядом - ошарашенные чудом техники всадники в косматых шапках тельпеках на лошадях и верблюдах. Появлялась очередная надпись: «На стройке мирового гиганта. Уральск, обл.»-демонстрировался следующий, якобы хроникальный, сюжет, не отличимый, благодаря контратипированному изображению, от старых документальных кадров. Хотите стать красивее? Лазерный доктор поможет вам в этом. С помощью современных методик и технологий высококвалифицированные специалисты помогут получить желаемый результат.
Раздвигались шторки, которых мы до того не замечали, экран превращался в современный, широкий (при показах картины по телевидению этот эффект не мог быть передан). И мы с разбега, не переводя дыхания, включались в распахнутое игровое действие и, подготовленные восприятием кинодокументов, принимали происходящее как продолжение знакомства с несомненными фактами. Швейцер ставил перед собой специальную задачу: сотворить и предложить нам зрелище, суммарно равное какому-то одному сюжету «Совкиножурнала», но развернутое в подробностях, открытое нашему вниманию со всех сторон,- художественное исследование жизненного события.
«Время, вперед!» - экранизация известной повести-хроники Валентина Катаева. Режиссер переложил прозу в киноповествование. Литературная фабула воспроизведена в сценарии, а затем и в фильме. Состав действующих лиц картины, обстоятельства упорной трудовой битвы за рекордное количество замесов бетона в одну рабочую смену, живое ощущение бегущего и подгоняемого («Вперед!», «Даешь!») времени - это все из повести. Но повесть - из жизни, какой та была и рисовалась. Фильм Швейцера претворил как реальность, так и рассказ о реальности в новую художественную систему - в киноискусство.