Феминизм как кинокоммерция

21.01.2019

Влияние идеологии феминизма на западный кинематограф получило еще одну специфическую форму выражения — в киноведении, теории кино и кинокритике. В настоящее время в большинстве появляющихся на Западе киноведческих трудов, содержащих попытки классификации направлений и школ в кинокритике и теории кино, особо выделяется «феминистская критика» (так поступает, например, составитель антологии «Кино и методы» Билл Николс). С 1972 года в США, Беркли, выходит специальный журнал «Женщины и кино», ставящий перед собой задачу содействовать развитию независимого феминистского кино в качестве альтернативы традиционному (то есть «буржуазному» и «мужскому») коммерческому кинематографу и закладыванию методологических и теоретических основ «феминистской кинокритики» и «феминистского киноведения», основывающихся, на положениях идеологии феминизма, рассмотренных нами выше.

Главные редакторы журнала — Сью Ва Бе и Сони Сальер — и другие члены редакции, как и авторы публикуемых статей, часто подчеркивают свою близость к марксистской ориентации и политическую ангажированность. Конечно, здесь много преувеличений, но уже сама тяга к радикальным политическим выводам для них показательна. «Женские фильмы должны рассматриваться в свете революционной эстетики. Женщины сами должны создать революционную эстетику» — заявляют феминистки. Журнал «Женщины и кино» редакция называет «зеркалом, отражающим растущее самосознание феминисток, занимающихся кино и политическим анализом», а свою задачу видит в «деконструкции эстетико-политических кодов патриархальной культуры». Ищете все для кальяна? Загляните в интернет-магазин Felix Shop. Здесь представлены высококачественные товары по доступным ценам.

И все же, несмотря на сознательно узкие рамки анализа, избранные феминистками, снова и снова ловишь себя па недоумении — как это никто до них не привлек внимания к действительно тяжелому положению женщин в системе буржуазной кинематографии? Здесь уместно привести хотя бы несколько цифр. Возьмем, к примеру, ситуацию в итальянском кино. По национальному киносправочнику 1976 года в Италии из 234 официально зарегистрированных кинорежиссеров лишь 3 женщины; из 185 сценаристов — 8 женщин. В национальном профсоюзе кинокритиков из/162 членов только 7 женщин. Конечно, можно и нужно спорить с феминистками относительно уместности и научности определения этой воистину плачевной ситуации как «сексуальный расизм», но нельзя не видеть, что цифры говорят сами за себя.

Наверх