Столица авангарда
17.01.2020В распоряжении американских художников не было ключевых модернистских стилей. В результате они чувствовали себя отсталыми по отношению к европейскому искусству, и этот комплекс лишь усугубили трансатлантические вояжи художников в десятых и двадцатых годах. Одни, разочарованные в приземленном реализме своих старших соотечественников, ехали в Европу, чтобы открыть для себя модернизм, другие уже видели его образцы в Нью-Йорке на горячо обсуждавшейся «Арсенальной выставке» в 1913 году и на различных выставках в галереях «291» (которой руководил Альфред Стиглиц), «Де Зайас» и «Модерн» (управлявшихся Мариусом де Зайасом). Так или иначе, знакомство американцев с модернизмом состоялось преимущественно в США, куда бежали от Первой мировой войны Дюшан, Пикабиа и другие.
Местной столицей авангарда был Нью-Йорк с двумя центрами художественного притяжения: один из них, предпочитаемый Пикабиа, сложился вокруг Стиглица, другой — вокруг коллекционеров Уолтера и Луизы Аренсберг: здесь Дюшан познакомился с Ман Рэем, американцем, который вскоре приобрел большое влияние среди дадаистов и сюрреалистов. Другие американцы — Марин, Стелла, Артур Дав, Марсден Хартли (1877-1943), освоившие различные модернистские стили, — перемешивались в этих кружках с европейскими приверженцами Дада. В этой среде практиковались разнородные манеры: диаграммное черчение, введенное в моду дадаистами, но лишенное характерного для них иронического содержания, соседствовало с лирической полуабстракцией, которую развивали, каждый по-своему, Дав, Хартли, Марин и Стелла, а такие художники, как Демут и Шилер, стремились зто противоречие разрешить. К этому добавлялся культ фотографической точности, к которой призывал Стиглиц и пример которой подавал Пол Стрэнд. Некоторые из этих молодых американцев, называвших себя «прецизионистами» [от англ. precision — точность. — Пер.], работали и как фотографы, а Шилер в 1919 году 7 ноября 1929 года, через несколько дней после биржевого краха на Уолл-стрит, Музей современного искусства [Museum of Modern Art; далее — МоМА. — Пер.] открыл экспозицию постимпрессионистов (Сезанна, Ван Гога, Гогена) в шести небольших залах дома № 730 по Пятой авеню Нью- Йорка. Детище трех коллекционеров, Эбби Олдрич Рокфеллер (жены Джона Д. Рокфеллера-младшего), Лилли П. Блисс (сестры министра внутренних дел) и Мэри Куинн Салливан, МоМА был создан в тот же период, что и ряд других музеев: Музей американского искусства Уитни (основанный Гертрудой Вандербильт Уитни в 1931 году), Музей беспредметной живописи (так поначалу назывался Музей Гуггенхайма, открытый в 1939 году Соломоном Р. Гуггенхаймом и баронессой Хиллой Ребе фон Эренвайзен) и Фонд Барнса (основанный Альбертом К. Барнсом близ Филадельфии в 1922 году, но открывшийся для публики лишь после смерти коллекционера).
Скучаете? Заходите в джойказино. Увлекателные слоты поднимут настроение.
Все это были культурные инициативы богатых американцев, в той или иной степени вдохновленные «Арсенальной выставкой» 1913 года и такими защитниками модернизма, как Альфред Стиглиц и Уолтер Аренсберг. МоМА, во главе попечительского совета которого стоял Э. Конгер Гудьер, поставил себе задачей демонстрацию наследия «великих современных мастеров Америки и Европы от Сезанна до наших дней» и «создание постоянного публичного музея» искусства этого периода. (Попечители из Нью-Йоркского университета ждали от нового музея также проектов в области дизайна и образования.)