Парадокс передового искусства в США
17.01.2020Неизбывный парадокс передового искусства в США состоит в том, что оно, как правило, впервые заявляло о себе в музейном контексте и, таким образом, сразу было институциализированным. В то же время музеефикация современного искусства сама делала только первые шаги, поэтому пост директора МоМА был предложен 27-летнему профессору искусств колледжа Уэллесли Альфреду Гамильтону Барру-младшему (1902-1981). В 1927 году Барр начал читать первый в США курс искусства ХХ века, а следующей зимой посетил Европу для знакомства с новейшими экспериментами в искусстве, архитектуре и дизайне — такими, как группа «Де Стейл» в Голландии, конструктивизм в Советском Союзе и Баухаус в Германии.
Судя по всему, его отношение к этим моделям сочетало в себе приятие и отторжение почти в равной пропорции. Он предложил для МоМА довольно сложную структуру, включающую отделы живописи и скульптуры, рисунка и гравюры, а также коммерческого, промышленного искусства, дизайна, кино и фотографии (последней, в частности, уделялось в новом музее большее место, чем во многих нынешних). Попечители, однако, приняли решение значительно упростить этот проект, сочтя, что он может запутать публику, на что Барр — вероятно, скрепя сердце — согласился.
Хотите испыть удачу? Делайте ставки в вулкан вегас зеркало и выигрывайте.
Подобный же компромисс был достигнут в отношении организации экспозиции. Барр отверг традиционную, декоративную и избыточную, группировку экспонатов, но остался далек от экспериментальных решений Эль Лисицкого и других европейских художников. Объединенные по сюжетам и стилям объекты были свободно, с большими промежутками, размещены на нейтрально окрашенных стенах и полах залов согласно сюжетам и стилям. Искомый эффект заключался в создании автономного и вместе с тем исторического эстетического пространства: по словам Барра, произведения были «ненавязчиво сгруппированы так, чтобы передать атмосферу своего времени». В то же время экспозиция «почти идеально следовала хронологическому порядку». Основным проводником значения в модернистском искусстве Барр считал стиль, а главным вектором его развития — влияние, следуя в этой области урокам своего принстонского профессора Чарльза Руфуса Мори, который прилагал аналогичную эволюционную схему к искусству Средневековья. Заслугой Барра стала ее адаптация к искусству ХХ века, принятая вслед за МоМА многими другими учреждениями.