Измена идеалам

07.03.2020

В отличие от всех без исключения художников, которым он воздал хвалу в своей книге, Чихольд был профессиональным типографом, не занимавшимся другими видами деятельности и потому чутким, как никто другой, к изъянам своей собственной системы. В отличие, скажем, от Байера, он никогда не договаривался до предложения упразднить все прописные буквы (Байер остался верен этой догме всю жизнь, отчего сверстанные им тексты, в которых никак не обозначены начала предложений, трудночитаемы — вопреки уверенности автора в обратном). Уже в 1935 году он использовал для обложки своей книги «Шрифтовое оформление» гарнитуру с засечками, словно желая доказать, что современный дизайн возможен и с применением старых шрифтов: во всяком случае, гораздо хуже, предостерегает он в книге, если «рубленый» шрифт используется неправильно.

В начале тридцатых годов традиция, с которой Чихольд сражался в молодости, вновь подчинила его себе. Переехав после прихода к власти Гитлера в Швейцарию, он шаг за шагом отказался от всех принципов, которые так красноречиво отстаивал. Сделанное автором «Новой типографики» на посту главного художника в английском издательстве «Penguin Books» позволяет усмотреть в нем одного из наиболее последовательных противников одноименного направления: многие его обложки этого периода обнаруживают тревожное сходство с теми, что подвергались разносу в 1929 году.

Любите азартные игры? Начинайте казино фараон онлайн играть и зарабатывайте на своем хобби.

Когда Макс Билль в 1946-м обвинил Чихольда в измене былым идеалам, тот ничтоже сумняшеся сравнил кредо типографов-модернистов, включая самого себя в прошлом, с «безумной верой в „порядок", что двигала Третьим рейхом». К несчастью, страница авангарда была для него перевернута.

Наверх