Совмещение приемов авангарда

16.03.2020

Ключевой фигурой второй фазы цюрихского Дада стал Ханс Арп. Будучи до этого участником парижского авангарда, Арпадаптировал кубистский коллаж к дадаистским целям, сделав его проводником не столько семиотического анализа, сколько композиционной случайности. Для своего «Коллажа из квадратов, расположенных по законам случайности» (1916-1917) Арп небрежно порвал листы цветной бумаги на квадраты разного размера, высыпал их на основу, а затем приклеил так, как они упали. В течение многих летАрп делал подобные коллажи из бумажных элементов, иногда аккуратно вырезанных и скомпонованных, иногда грубо порванных и разбросанных. Ориентируясь, скорее всего, на Дюшана и такие его эксперименты в области случайности, как «Три образца для штопки» (1913-1914), Арп выступал «против напыщенных богов живописи (экспрессионистов)», как выразился однажды Балль, то есть против авторитета художника, выражающего себя в своем искусстве. Сам он рассматривал свои коллажи как «отрицание человеческого эгоизма»; но помимо этого они блестяще совмещали различные, совсем недавно изобретенные приемы авангарда: не только коллаж и случайную композицию, но и реди-мейд (готовая цветная бумага), и абстрактную сетку, к которой многие из них обращались лишь для того, чтобы ее разрушить. По словам критика Т. Дж. Демоса, «сетка олицетворяет рациональную логику, принцип случайности — полный отказ от нее. Первая, несомненно, была нужна Арпу только для того, чтобы атаковать ее с помощью последнего».

Группа художников и поэтов, собравшихся в Цюрихе с началом Первой мировой войны, уже в 1916 году начала выпускать журнал «Кабаре Вольтер», распространявший идеи Дада по всей Европе и вплоть до Северной Америки. Если психоанализ понимал искусство как сублимацию — способ подняться над животными инстинктами, залегающими на дне психики, то дадаизм, насмехаясь над амбициями поэзии и живописи, видел свою задачу в десублимации. В своей краткой истории движения Рихард Хюльзенбек писал: «Немецкий dichter [поэт] — типичный болван < ...>. Он совершенно не понимает, в какой грандиозный обман мир превратил понятие „духа"».

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино вулкан россия и получайте заряд положительных эмоций.

В 1917 году в том же Цюрихе возник еще один журнал — «Дада» под редакцией Тристана Тцары. За ним вскоре последовала антология дадаистского искусства «Дадако», включавшая, в частности, фотомонтажи Джорджа (Георга) Гросса. В начале одной из вошедших в нее статей заявлялось о провокационности самого слова «дада»: «Что такое Дада? Искусство? Философия? Политика? Пожарный страховой полис? Или официальная религия? Может быть, Дада — просто-напросто энергия? Или это вообще ничто, т. е. все?»

Наверх