От фотомонтажа к новым нарративам
25.03.2020По мере развития фотомонтажа в Веймарской Германии этот спектр возможностей задал различные направления работе его практиков. Хаусман чем дальше, тем больше акцентировал текстовую составляющую, разбивая вербальный знак на графические и фонетические фрагменты; в работах Хёх внимание к фотографическим образам постепенно оттесняло структурные разделения, характеризующие организацию текстовых элементов. При этом оба стремились ко все болееоднородному фотомонтажу, в котором необычные загадочные фигуры образуются за счет комбинации двух-трех фрагментов.
Джон Хартфильд, третий в первоначальном составе берлинской группы Дада, быстро отошел от «авангардистской», как он сам говорил, эстетизации фотомонтажа, которая критиковалась им за абсурдизм и бесцельность. Он, напротив, ратовал за новый фотомонтаж — средство активной коммуникации, обращенной к рабочему классу в рамках пролетарской публичной сферы, формирования которой добивались левые. Прямой разговор с этой аудиторией потребовал стратегии, в которой все существовавшие монтажные техники были подвергнуты инверсии: разобщенность уступила место связному повествованию; хаос текстур, поверхностей и материалов — искусственно созданной однородности, которой Хартфильд добивался, тщательно ретушируя изображение с помощью аэрографа; крайние формы языковой фрагментации (изоляция графем и фонем) — введению надписей, диалектически оформляющих посыл фотомонтажа. Эти надписи — особого рода комментарий, действующий за счет резкого столкновения исторической и политической информации различных типов, — сродни созданной и развитой позднее Бертольтом Брехтом технике театрального монтажа, которая, как и работы Хартфильда, была призвана приобщать к диалектике.
Любите азарт? Играйте в казино х онлайн и выигрывайте.
Кроме того, ранний немецкий фотомонтаж имплицитно критиковался Хартфильдом как набор разрозненных объектов, приобретающий в конечном счете статус традиционного произведения искусства, подобно любой другой работе на бумаге или холсте. Что характерно, его стремление работать внутри зарождавшейся пролетарской публичной сферы предполагало изменение способа распространения фотомонтажа путем его превращения в проводник печатного медиума и, следовательно, в орудие массовой культуры.