Основы материала и формы

31.03.2020

Подобно Клее, Кандинский развивал психологию элементов живописи, но его педагогика была более догматической, отчасти в силу его прекрасной подготовки и как художника, и как преподавателя (ранее, в 1920 году, он создал программу для московского Инхука). В Баухаусе его лекции фокусировались на аналитических аспектах рисунка и эмоциональном воздействии цвета. В одном своем курсе Кандинский учил студентов абстрагироваться от заданного объекта: сначала приводить натюрморт к простой форме, затем фиксировать эту форму в рисунке и, наконец, строить, исходя из возникших в этом рисунке напряжений, абстрактную композицию.

Второй его курс был посвящен теории цвета, в основе которой лежали такие оппозиции, как желтый — синий (желтый Кандинский считал теплым и расширяющимся, синий — холодным и сжимающимся); идея заключалась в возможности создания визуального языка, действующего более непосредственно, чем любое вербальное общение. Подобную психологию Кандинский прилагал и к линии (в данном случае теплой оказывалась вертикаль, а холодной — горизонталь). Описанные понятия цвета и линии комбинировались в общей теории композиции. Использовавшийся Кандинским тест хорошо иллюстрирует его взгляды: он предлагал коллегам из Баухауса закрасить обведенные черным треугольник, квадрат и круг цветами, соответствующими каждой из этих форм. Его собственный (правильный) ответ был таков: желтый — для треугольника, красный — для квадрата и синий — для круга.

Любите азарт? Заходите на сайт казино вулкан рус и выигрывайте.

Таким образом, при всей его склонности к системе теория, которую он исповедовал, оставалась субъективной, если не сказать произвольной, — так же как и основанная на ней живопись. Как система, так и искусство Кандинского обнаруживают не столько «внутреннюю необходимость» духа или универсальный закон композиции, как ему того хотелось, сколько тревожную догадку о произвольности абстракции и стремление снабдить ее аподиктическим значением.

Наверх