Хороший марксизм

29.05.2020

Если сочетание «советская философия» заставляет вас зевать, если вы считаете, что наша философия закончилась на Бердяеве и возобновилась только в начале девяностых, то вы правы лишь отчасти. Как писал Д.А. Пригов, «не все так плохо в детстве было»: помимо официального, действительно абсолютно занудного и догматического марксизма, существовало особое, «неофициальное» направление философской мысли. Книга С.Н. Мареева «Из истории советской философии» исследует эту линию, ключевыми фигурами которой, по мнению автора, являются такие разные мыслители, как Г. Лукач, Л. Выготский и Э. Ильенков.

Оригинальность авторского замысла можно оценить уже по тому, что Лукач был венгром по национальности, философом скорее западным, нежели «советским» (хотя и прожил в СССР немало лет и был коммунистом до мозга костей), Выготский занимался психологией, и только Ильенкова можно в полном смысле слова назвать «советским философом». Что позволяет Марееву объединить перечисленных мыслителей, помимо несомненных интеллектуальных заслуг? Автор считает, что между официальным советским марксизмом и «Л — В — И» возникло неразрешимое противоречие, основанное на разных трактовках трудов Карла Маркса. Если первые ориентировались на марксизм в интерпретации Г. Плеханова, то «Л — В — И» — на ленинское прочтение Маркса.

Скучаете? Заходите в казино https://igrovyeavtomaty-play.com/igrovoj-zal/. Увлекательные слоты поднимут настроение.

«...Удивительно, что Г.В. Плеханов и В.И. Ленин читали одни и те же марксистские книги, но вычитали в них очень разное». Сильно огрубляя, можно сказать так: «хорошие» марксисты интересовались в первую очередь тем, как человек познает мир, а плохие — тем, как мир устроен. В результате у последних вместо практической материалистической философии, изучающей мир и помогающей делать жизнь людей лучше, получился бесплодный догматизм. И — закономерный итог: официальная советская философия сегодня — пустое место, а книги Лукача, Выготского и Ильенкова по сей день актуальны.

Наверх