Новый поворот

30.07.2020

Мондриан взялся за уничтожение фона как геометрической и физической данности. Картина «Нью-Йорк Сити» была задумана как переплетение цветных линий (красная, желтая или синяя сетка), на основе которых невозможно выстроить отдельные виртуальные планы, поскольку линии всех трех цветов ведут себя по-разному, проходя то под линиями другого цвета, то над ними. Причем этот намеренный отказ от геометрической определенности базируется на физической неровности фона: картина словно состоит из слоев. Нанося краску пастозными мазками, Мондриан старательно имитировал переплетение (по типу косы) и наложение друг на друга цветных лент, которые он использовал при проектировании этой композиции, что видно по другим, неоконченным работам того же цикла.

Логика этого нового поворота типична для предпринятой Мондрианом редукции всех явлений к их фундаментальной диалектике: иллюзионизм есть результат оптического опустошения фона,однакоесли фон как таковой изначально не существует, если нет геометрически непрерывной поверхности, то ничего подобного возникнуть не может. Но, возможно, только в своей предпоследней картине Мондриан выразил это в полной мере.

Сайт любимого казино заблокирован? Переходите на зеркало тут и продолжайте игру.

Картину «Буги-вуги на Бродвее», признанную шедевром (и приобретенную МоМА сразу после ее создания и демонстрации в 1943 году), сам Мондриан считал неудачной. «В ней слишком много старого», — говорил он. Дело в том, что, хотя ни в одной из его прежних картин синкопированный ритм, который так нравился ему в джазе, не схвачен так точно, как здесь — в этих линиях, разбитых на длинные доли желтого (основного) и короткие доли красного, серого и синего, в этих пустых плоскостях, прерываемых трехцветными аккордами, — вибрирующая живопись этой работы далека от того материального плетения, которое воплотилось в «Нью-Йорк Сити».

Наверх