Первая Международная выставка сюрреализма
13.08.2020Первая Международная выставка сюрреализма — а она действительно была международной, с шестьюдесятью художниками из четырнадцати стран, — открылась 17января 1938 года в галерее «Изящные искусства» (Galerie Beaux-Arts). Эта элитная галерея, принадлежавшая Жоржу Вильденштейну, который издавал и одноименный журнал, располагалась на улице Фобур-Сент-Оноре, в очень престижном месте, что навлекло на сюрреалистов обвинения в продажности — как политической, так и экономической. При этом Дюшан всеми силами старался придать изысканному интерьеру XVIII века черты мрачного городского подземелья и тем самым вытеснить атмосферу высокого искусства. (Более того, словно иронизируя над окружающим духом коммерции, он повесил графические работы на вращающиеся двери, напоминающие об универмагах.)
Выставка напоминала речь умалишенного — вполне в духе сюрреалистической игры «изысканный труп», когда игроки рисовали разные части тела или писали фрагменты предложения на листе бумаги, после чего, завернув край, передавали его следующему игроку. На деле, однако, планировка выставки была тщательно просчитана.
Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино https://vullkancasino-udachi.com/fairy-land-2/, выбирайте понравившиеся слоты и получайте заряд положительных эмоций.
Войдя в помещение, зритель будто бы вновь оказывался на улице, так как в холле стояло «Дождливое такси» Сальвадора Дали — старый автомобиль, увитый плющом и поливаемый «дождем»; внутри находились два манекена: водитель с акульей головой в темных очках и женщина-пассажир, покрытая живыми бургундскими улитками: своеобразное «Рождение Венеры» в образе Ночной леди [имеется в виду героиня фильма Монты Белла 1925 года с Нормой Ширер в двойной роли богатой и бедной девушек. — Пер.]. Уже на этом этапе Дали играл на понижение понятия «сюрреализм» («Дождливое такси» приобрело такую популярность, что было воссоздано для Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке); вскоре он будет исключен из рядов сюрреалистов из-за вопиющей меркантильности (Бретон даст ему новое имя-анаграмму «Avida Dollars») и скандальной симпатии к нацистам.